Воспитательная работа и молодежная политика
Воспитание студенческой молодёжи является неотъемлемой частью процесса образования. Воспитательная деятельность - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитательная работа и молодежная политика в «ТРТ» (филиал) ФГБОУ ВО «Дальрыбвтуз» основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:
– ответственность техникума за соблюдение законных интересов обучающейся молодежи;
– ответственность обучающейся молодежи за реализацию своих конституционных прав и обязанностей в сферах образовательной и общественной жизни;
– признание обучающейся молодежи равноправным партнером в формировании и реализации молодежной политики техникума;
– приоритетность государственной поддержки социально-незащищенных молодых граждан;
– предоставление техникумом равного объема услуг для духовного, культурного, социального, физического, психического развития обучающейся молодежи.
Общая цель воспитания обучающихся техникума достигается посредством решения наиболее актуальных задач:
– воспитание социально-здоровой молодежи через подготовку высококвалифицированных специалистов;
– формирование культуры безопасности и здорового образа жизни;
– формирование системы ценностей и мировоззрения обучающихся, повышение чувства патриотизма и гражданской ответственности;
– повышение управленческой компетентности обучающихся;
– создание условий для системного выявления социально-активных молодых людей, содействие их дальнейшему становлению и внутреннему росту;
– создание условий для воспитания обучающихся на основе историко-культурных традиций;
– гармонизация национальных и межнациональных (межэтнических) отношений;
– формирование у обучающихся уважения и интереса к знаниям, интеллектуальному творчеству, коллективной работе;
– формирование культуры и развитие творческого потенциала обучающихся.
Цели воспитания, задачи воспитательной работы и молодежной политики реализуются:
– в образовательном процессе;
– во внеучебное время;
– в учебном процессе.
Структура воспитательной системы Техникума
Основополагающими направлениями воспитательной деятельности педагогического коллектива является создание единой воспитательной среды, актуальность проблем и необходимость сочетания интересов обучающихся, их потребностей с их возрастными особенностями.
Направления воспитательной работы
В Техникуме действует студенческий Совет техникума ведёт приём по личным вопросам. Обучающиеся решают любые вопросы в рамках своей компетенции, а также имеют возможность выходить с любыми вопросами на уровень администрации техникума. Также в техникуме функционирует Студенческий центр, который принимает активное участие в локальных мероприятиях, заседаниях Совета студенческой молодёжи города Тобольска, в городских мероприятиях различной направленности.
Традиционные испытания первокурсников «на прочность» и на верность избранной специальности проводят старшекурсники, где в заключении проходит ритуал «Посвящение в студенты».
Традиционно проходят в техникуме мероприятия: «День знаний», «Посвящение в студенты», «День рождения техникума», «Новогодний калейдоскоп», «Выпускной бал».
Также в техникуме проходят мероприятия духовно-нравственного характера.
Налажена деятельность социального партнерства, сотрудничества между ведомствами системы профилактики.
Систематически проводится в техникуме как работа с родителями, законными представителями обучающихся, так и с самими обучающимися и также различной направленности, в том числе и профилактического характера. Это и родительские лектории, беседы, как индивидуальные, так и групповые, посещение на дому, заслушивание на заседаниях Совета профилактики.
В техникуме ведут плановую работу:
– Студенческий Совет;
– Совет отделений;
– Совет физической культуры;
– Совет общежития.
Все вышеуказанные Советы оказывая весомую помощь в достижении главной цели: создать личность, способную строить жизнь, достойную человека.
Для достижения высоких результатов творческого развития обучающихся, развития лидерских качеств на базе техникума функционирует:
– Студенческий центр «ПодъЁм»;
– команда КВН «Шпроты»;
– студия «ПозитиFF»;
– арт-студия «Радуга».
Концепция воспитательной системы техникума обязывает педагогический коллектив бережно относиться к живущим в техникуме прекрасным традициям на условиях совокупности реальных отношений и духовных. Нравственно-эстетическое воспитание открывает необъятное поле деятельности. Работники библиотеки и классные руководители на постоянной основе проводят уроки нравственности, классные часы, учат обучающихся чувствовать прекрасное в природе, в вещах, в человеке, осознать собственную индивидуальность, нравственные ценности, понятия добра и зла, справедливости и счастья.
Видеть и понимать прекрасное, формировать корпоративную культуру обучающихся позволяет творческий и непрерывный процесс воспитания. Ядром нравственной основы личности обучающегося педагогический коллектив считает культивирование и реализацию нравственного потенциала обучающегося, реализуя которые, обучающийся проходит свой путь самоопределения и самосовершенствования.
Структура взаимодействия и сотрудничества через совместные планы работы и связь с внешней системой воспитания:
– Департамент по культуре и туризму;
– Департамент физической культуры, спорта и молодежной политики;
– Комитет по делам молодёжи администрации города Тобольска;
– Центр реализации молодёжных и профилактических программ;
– Центр молодежных инициатив;
– Отдел по обеспечению деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и ПДН, оказывает неоценимую услугу в профилактике асоциальных явлений среди обучающихся.
Выполнить поставленные задачи по профилактике правонарушений, преступлений, ООД помогают работники прокуратуры, инспектор ОДН, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города. Проводятся дни профилактики, профилактика экстремизма и терроризма в подростковой среде и т.д.
Для достижения цели разработаны и реализуются мероприятия гражданско-патриотической тематики, где ведётся пропаганда государственной символики, достижений государства, героических событий, воспитывает верность Отечеству, готовность к выполнению конституционных обязанностей.
Большое внимание уделяется социальной поддержке обучающихся – сиротам и обучающимся, оставшимся без попечения родителей. Выплачиваются денежные средства на питание, канцтовары, мягкий инвентарь, социальная стипендия, проездной билет на автобусе городского маршрута. Для стимулирования качества обучения, творческого и спортивного участия в жизни техникума, по итогам года выплачиваются денежные вознаграждения. Социальная защита обучающихся в техникуме служит для оказания дозированной помощи и консультирование обучающихся по поводу своего социального роста, а также возможной корректировке жизненных планов обучающихся.
Необходимо продолжать раскрывать и использовать полностью воспитательный потенциал образовательного процесса через полноценную социализацию личности: успех, признание, уверенность в своем будущем, поверить в себя и свои способности, найти достойное место в обществе – как одну из базовых потребностей обучающихся.
Особое внимание уделить классным руководителям и преподавателям на сохранение контингента в группах и в техникуме в целом.
Мониторинг воспитательной деятельности
Воспитательная система техникума является целостной, целенаправленной, динамической, осуществляет формирование профессионально-важных качеств личности, позволяет выпускнику быстро и успешно адаптироваться в социуме, в производственном коллективе, стать конкурентно-способным рабочим профессионалом.
Формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития обучающихся, формирование экологической культуры, а также повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности заложены в реализующейся Программе «Здоровье человека 21 века». Вовлекаются обучающиеся в регулярные занятия физической культурой и спортом через секции по разным видам спорта: лёгкая атлетика, лыжи, волейбол, баскетбол, гиревой спорт, футбол и т.д.
Регулярно проходят соревнования по разным видам спорта на первенство техникума, спортсмены рыбопромышленного техникума всегда являются участниками Спартакиады среди ВУЗов и ССУЗов города.
В педагогическом коллективе техникума эффективно функционирует инициативная группа педагогов, заинтересованных в поиске новых технологий в сфере воспитания и форм взаимодействия педагог-обучающийся-родитель. Сегодня коллектив техникума продолжает свою работу по созданию единой воспитательной среды для развития и реализации творческого потенциала обучающихся к самоопределению, саморазвитию и самореализации.
Основная масса обучающиеся техникума проживает в благоустроенном общежитии. Общежитие рассчитано на 100 человек Комнаты 2-х и 3-х местные оборудованы необходимым инвентарём. Имеется комната психологической разгрузки. Администрация техникума и кураторы учебных групп держат на особом контроле бытовые условия проживания обучающихся в общежитии и соблюдение обучающимися правил проживания. Воспитательную работу в общежитии осуществляют 4 воспитателя, под руководством заведующего воспитательным отделом. Воспитатели общежития, заведующая общежитием и Совет общежития создают условия проживания, максимум приближённые к домашним. В общежитии ведётся целенаправленно и воспитательно-профилактическая работа. Очень важно, научить обучающихся чувствовать себя востребованными, быть творческой личностью, уметь ценить себя и уважать других, ощущать тепло и уют вдали от домашнего очага.
Для оказания медицинской помощи обучающимся и сотрудникам работает медицинский кабинет. Наблюдение за состоянием здоровья, осмотры, прием заболевших обучающихся осуществляет фельдшер. Медицинский работник осуществляет обучающимся и сотрудникам оказание помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при острых заболеваниях, обострениях, хронических заболеваниях.
В соответствии с Планом работы проводятся плановые медицинские профилактические осмотры, вакцинация, флюорографическое обследование.
Систематически ведется профилактическая и просветительская работа по оздоровлению молодежи.
Санитарное состояние общежития соответствует нормам, указанным санитарно-эпидемиологическим заключением, заключением о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.
Профориентация – это научно-обоснованная система подготовки молодежи к свободному, осознанному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать, как индивидуальные особенности каждой личности (склонности, интересы, способности), так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества.
Подготовка подростка к осознанному профессиональному выбору становится жизненно необходимой. Стадия выбора должна завершиться формированием реалистического и достаточно четкого представления о той профессиональной общности, в которую подрастающий человек в будущем будет включен.
О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Всем ясно, что профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.
Целью системы профориентационной работы техникума является - создание в техникуме благоприятных условий для свободного и осознанного выбора выпускниками школ будущей профессиональной деятельности, личностной траектории образования, направления и профиля профессиональной подготовки, необходимой квалификации в соответствии с личностными интересами, образовательными запросами и потребностями рынка труда.
Техникум располагает столовой на 150 посадочных мест, где организовано горячее питание обучающихся и сотрудников по доступным ценам. Ассортимент горячих блюд, выпечки и блюд в меню достаточно разнообразен. Обучающиеся из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, проживающие в общежитии техникума, обеспечиваются бесплатным питанием. Санитарные нормы и культура обслуживания соответствуют установленным нормативам. Столовая укомплектована оборудованием полностью.
Анализ воспитательной работы педагогического коллектива позволяет выделить системообразующие направления воспитательного процесса, определены цели и задачи, направленные на формирование человека культуры, нравственности, социально-активной, конкурентоспособной личности, способной адаптироваться в современных условиях. Следует отметить, что реализуются основные направления воспитательной работы, досуговой деятельности. Созданы условия и действуют программы профилактической работы по формированию социального здоровья обучающихся психолого-педагогической помощи, учитываются их интересы и потребности. В техникуме важное место занимает занятость несовершеннолетних и их вечерний досуг. Для этого проводится мониторинг занятости несовершеннолетних в кружках и секциях, проводятся рейды в семьи в вечернее время. Ведется анализ правонарушений и их динамика.
Социальная ответственность техникума состоит в формировании образовательной потребности, воздействовать на выбор абитуриентов, информировать потенциального потребителя о том, какие профессии будут востребованы на рынке труда, с учетом тенденций развития экономики. Помимо этого, техникум должен активно формировать позитивный имидж, опираясь на заслуженное доверие со стороны потребителей. Через знакомство с техникумом возникает интерес к нему, а у многих – желание учиться именно в техникуме.
Необходимо раскрыть и использовать полностью воспитательный потенциал образовательного процесса через полноценную социализацию личности: успех, признание, уверенность в своем будущем, поверить в себя и свои способности, найти достойное место в обществе – как одну из базовых потребностей обучающихся.
Ведущую роль в социализации личности необходимо видеть в пересечении таких составляющих, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация, над чем и работает педагогический коллектив Техникума.
Заведующий воспитательным отделом И.В. Любченко